Мир меняется постоянно, а в последние годы еще и невероятно стремительно. Новые технологии завоевывают рынок: согласно исследованию IDC, в 2019 году 49% ведущих специалистов по маркетингу использовали AI-технологии, а 24% стартапов были посвящены AI и Big Data.
Кто-то игнорирует перемены и плывет по течению, ожидая, что привычная стратегия будет работать и впредь, а кто-то использует перемены для роста, открывая «голубые океаны».
Однако современное общество еще не сталкивалось с глобальной ситуацией, подобной пандемии коронавируса. Сегодняшние изменения не может игнорировать ни один бизнес, иначе — просто не выживет.
В статье собрали 13 правил адаптации маркетинга и продаж в условиях кризиса коронавируса, иными словами — 13 правил выживания.
1. Рекламируйтесь, если можете
Очевидно, что в условиях кризиса первым делом хочется начать экономить. И экономить, конечно, на маркетинге, ведь его влияние на успех компании не очевидно без аналитики.
Однако еще во время кризиса 90-х годов MarketSense выяснили, что лучшая стратегия во время рецессии — сбалансированный долгосрочный брендинг и продвижение для краткосрочных продаж. Например, продажи брендов Jif и Kraft Salad Dressing выросли на 57% и 70% соответственно после увеличения рекламы во время рецессии конца 20 века.
Сегодня уже не нужно переживать кризис, чтобы понять, как он скажется на бизнесе. Kantar смоделировали сценарии влияния отказа от рекламы на примере пивного бренда. Выяснилось, что отказавшись от рекламы, бренд потеряет 13% объема продаж и эту долю рынка будет трудно восстановить в будущем.
2. Отслеживайте тенденции рынка
Решили не сокращать затраты на маркетинг? Отлично! Но не забывайте, что в нестабильной обстановке рынок и потребители постоянно меняются.
Маркетинговые сообщения должны учитывать запросы потребителей, которые осваиваются в новых условиях и ищут способы развлечь себя дома. Отслеживайте не только свои данные о потребителях будь то посещение сайта или открытие электронных писем, но и общедоступную поисковую статистику Google Тренды.
Например вы знали, что с началом пандемии пользователи ищут не только доставку еды, но и кухонную технику? Люди стали чаще печь дома, и многие решили обновить бытовую технику: в России в 2 раза вырос спрос на вафельницы, в Великобритании — в 1,5 раза на печи для пиццы , а вот в Германии стали в 2 раза чаще искать газовые грили.
3. Регулируйте маркетинговые сообщения
В погоне за тенденциями рынка помните, что маркетинговые сообщения должны соответствовать текущей ситуации.
По данным цифрового агентства Publicis Groupe Epsilon-Conversant, 48% пользователей за 2 недели пандемии увидели рекламу, которую посчитали неуместной. Пример — реклама проката автомобилей Sixt с призывом арендовать машину на Пасху, в то время как большинство потенциальных потребителей сидит дома на самоизоляции.
Несмотря на неудачные примеры, согласно тому же исследованию, 62% потребителей хотят продолжать видеть рекламу. Особенно для клиентов важно знать, как компания реагирует на коронавирус, а 49% опрошенных хотят позитивных сообщений, которые смогут отвлечь.
4. Анализируйте маркетинг и продажи
Согласно McKinsey аналитика позволяет на 50% ускорить первые продажи и на 10% увеличить средний чек новых покупателей.
Обычно это преимущество, но действовать интуитивно сейчас — всё равно, что не действовать совсем. Анализировать нужно каждый шаг, каждое изменение показателей и стараться адаптироваться под эти изменения.
Аналитика маркетинговых метрик в Datmark.BI
Легко отслеживать маркетинговые показатели позволяют аналитические дашборды, которые отображают информацию на одном экране и упрощают восприятие. С их помощью можно отслеживать состояние клиентской базы, анализировать вероятность ухода клиента и сокращать отток, увеличивать LTV клиентов и многое другое.
5. Откажитесь от каналов привлечения, которые не окупаются
Сокращать нужно то, что не приносит прибыли, и использовать освободившиеся бюджеты на эффективные каналы и кампании. Выявите каналы привлечения клиентов, которые не окупаются или окупаются с трудом, и приостановите. Помочь выбрать нужные каналы помогут такие показатели, как CAC, CAC Payback Period, ROMI.
В частности, согласно исследованию Kantar бренды могут приостановить рекламу на телевидении без негативного воздействия, однако только на несколько месяцев.
Но не забывайте о первом правиле: если можете — рекламируйтесь. Компании, сокращающие маркетинговые расходы, сохраняют краткосрочную прибыль, но проигрывают в долгосрочной перспективе.
В конечном счёте
Кризис не будет длиться вечно. Сохраняйте оптимизм. Не забывайте об аналитике и будьте готовы адаптироваться. Опыт показывает, что компании, пережившие кризис, становятся только сильнее. Сделайте всё, чтобы стать одной из этих компаний.